Здравствуйте!
Сегодня хочу Вас частично познакомить с фольклором и древней культурой
народов Северного Урала. И в этом мне помогут работы нашего партнера - мастерская
Дмитрия Прибыльнова "СИБИРСКАЯ БРОНЗА". Его работы – археологические копии
предметов быта, которыми пользовались и которым поклонялись народы Северного Урала.
А речь пойдет об амулетах, оберегах. У каждого народа были свои герои и боги - покровители, духи - хранители, у которых было одно предназначение — помогать людям. Духи-обереги спасали человека в трудных ситуациях, посылали удачу в делах.
А речь пойдет об амулетах, оберегах. У каждого народа были свои герои и боги - покровители, духи - хранители, у которых было одно предназначение — помогать людям. Духи-обереги спасали человека в трудных ситуациях, посылали удачу в делах.
ПРЕДИСЛОВИЕ (Историческая справка)
Изначально коренными
жителями на берегах реки Чусовой и Северного Урала были вогулы. Их называли
"гогуличами", потом "вогуличами", а с XIV века -
"вогулами". "Вогул" на языке Коми означает
"дикий". Со второй половины XIX века вогулов называют
"манси" - от вогульских "ман" - малый и "си" -
род, т. е. малый народ. Манси родственны хантам, с которыми их объединяет общее
название - обские угры или финно-угры.
Путешественник и
исследователь их быта К.Д.Носилов так отзывался об этом народе: "Странный
народ, странная жизнь, странные верования". История народа манси изучена
мало. Но новейшие исследования археологов, историков, этнографов и фольклористов
показывают, это были не примитивные общности рыболовов и охотников, как принято
было считать, а сильные государственные образования. Возрастание роли пушной
торговли, необходимость обороны от немирных соседей, захват охотничьих угодий и
контроль над торговыми путями привели вначале к созданию союзов вождей мелких
общин, а затем и крупных военно-политических объединений - Пелымского и
Кондинского княжеств, которые контролировали огромные таёжные территории.
Столицей Пелымского
княжества была крепость Пелым - у слияния Пелыма с Тавдой. Были и другие
крепости, обеспечивавшие надёжную защиту вогульского населения от воинствующих
соседей. Основу пелымского войска составляла княжеская дружина - косатые отыры
(богатыри), специально подготовленные воины-профессионалы. Вооружённые луками,
саблями, рубильными ножами, топорами и копьями, одетые в кольчуги, пластинчатые
панцири и шлемы, отлично организованные и мобильные, они были грозной силой.
До конца XVII века
вогулы обитали на пространстве от Усть-Выми и до Урала, по рекам Колве, Вишере,
Яйве, Косьве и Чусовой. В начальный период русской колонизации они оказывали
сопротивление и проявляли агрессию по отношению к русским. К примеру, в 1456
году вогульский князь Ясыка напал на жителей Вычегды. Но неоднократные военные походы московских
князей вынудили коренных жителей уйти на восточные склоны Урала, и привели к
полному разгрому княжества. В 1478 году Пермь Великая окончательно вошла в
состав Великого Московского княжества.ФИННО-УГОРСКИЕ АМУЛЕТЫ
МЕДВЕДЬ - Священное
животное среднего мира. Считается предком человеческого рода. Передает силу и
мощь медведя.
Материал - бронза |
Медведь был самым почитаемым животным и у славян. У финно-угров же почитание медведя известно со 2 тыс. до н. э. Многочисленные пластины-амулеты в пермском зверином стиле обнаружены на жертвенных местах и в поселениях Прикамья: они изображают голову и передние лапы, медведя так, как принято, было их укладывать во время "медвежьего праздника", завершавшего удачную охоту на этого зверя.
Существование финно-угров целиком зависело от тайги и ее животного мира. И духовная жизнь, и религиозные верования их также формировались в общении с дикой, суровой природой.
Считалось, что медведь способен охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. На медвежьей лапе давали клятвы.
Медведя не случайно называли «лесным человеком». В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю.
Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника были направлены в адрес родственника-предка.
НЕБЕСНЫЙ ЛОСЬ УДАЧИ
Материал - бронза. . |
У народов ханты-манси лось так же, как и медведь, считался священным животным;
ему приписывается небесное происхождение. Лось считался символ достатка, благополучия, удачи. В мифологии существует несколько легенд о нем.
Волшебная охота на лося.
Некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось — первопредок обских угров — на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать лося с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе.
Млечный путь — это лыжня охотника, Плеяды — женщины из его дома, Большая Медведица — сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи.
В другом мифе говорится о лосе с шестью ногами. Он очень быстр и недосягаем и был мечтой для охотников. Догнать мечту – лося удалось лишь одному охотнику на волшебных лыжах, и отрубить две ноги. С тех пор у всех лосей четыре ноги.
На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. В прошлом широко распространен был праздник по случаю добычи первого лося весной. Было запрещено раскалывать лосинные кости, подсаливать мясо, резать его железным ножом – это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам типа «вещь с длинными ногами».
В торфянике Вис, в республике Коми, нашли лыжу, нос которой украшен резной головкой лося. Очевидно, это изображение нужно было, чтобы ускорить бег лыж.
К настоящим шедеврам искусства относится резная кость (рог) из жертвенного места на городище Усть-Полуй в низовьях Оби, где обитали древние угры. Ложки с головами лося, и особенно ложка с изображением хищной птицы, терзающей голову лося, несут на себе явное влияние скифо-сибирского звериного стиля. По другую сторону Урала, в Прикамье, также прослеживается звериный стиль в наскальных изображениях и его центральным образом остается опять-таки лось. Большая часть этих произведений искусства и предметов культа относится к раннему железному веку — 1-му тысячелетию до н. э
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЫЖИ
Материал - бронза. |
Волшебные лыжи упоминаются в легенде обских угров о волшебной охоте на шестиногого лося. Именно на них охотник смог догнать быстроногого, не знающего усталости лося, после чего отрубил ему две ноги. По преданию, с тех самых пор все лоси имеют четыре ноги и устают хотя бы на вторые сутки охоты, позволяя охотникам догнать себя.
В качестве амулета лыжи помогают в осуществлении заветной мечты, приносят удачу в бизнесе.
ЧЕЛОВЕК – ОХОТНИК
Материал - бронза. |
Фигура охотника занимала центральное место в мировоззрении северных народов, поскольку охота и рыбалка были одними из ключевых родов их деятельности. Мудрый, сильный и бесстрашный охотник считался хозяином среднего мира (земли) и был героем множества мифов и легенд.
Главным героем многих преданий коми-зырян и коми-пермяков был Пера-богатырь – хозяин тайги, первочеловек-охотник, сам сделавший себе лук и стрелы. Пера не только взял в жены дочь Солнца (или небесного бога), но и добыл для людей небесный огонь.
У эвенков существовал миф о знаменитом охотнике и силаче Мани, вернувшем людям солнце, украденное космическим оленем-лосем.
У обских угров в Легенде о волшебной охоте на лося великим охотником выступает младший сын небесного бога, первопредок людей. Он отрубает две ноги у быстрого и неутомимого шестиногого лося, чтобы простые люди-охотники могли догнать его.
Бронзовые подвески в виде человека-охотника носили как символ успеха и удачного промысла.
ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ
Материал - бронза. |
Человеколось (человек с головой лося или же с головным убором в виде головы лося) – самый распространенный и самый загадочный и образ пермского звериного стиля. Образ человеколося нигде не использовался кроме как в Пермском крае и республике Коми. Как правило человеколось был расположен на ящерах (по преданию, охраняющих вход в подземный и подводный мир), на ногах – раздвоенные копыта, так же как у фавнов, леших и других языческих божеств.
Один из исследователей финно-угорской мифологии, В.Я.Петрухин, соотносит человеколося с центральным образом космогоничеких мифов – космическим лосем, тотемическим первопредком людей (именно поэтому он и совмещает в себе черты лося и человека).
Вероятно, фигура человеколося в древности была личным оберегом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий